Первый архивист

Андрей Цембер внес огромный вклад в сохранение исторической памяти и коми культуры

100 лет назад, 23 октября 1922 года, в Усть-Сысольске был создан Коми областной архив. Ныне это Национальный архив Республики Коми. Первым заведующим архивом был выдающийся краевед, исследователь коми языка, фольклора и истории Андрей Андреевич Цембер. Один из ярких представителей коми национальной культуры начала прошлого века, он проводил большую работу по сбору архивных документов. Кроме того, Андрей Цембер стал инициатором создания и открытия в Усть-Сысольске публичной библиотеки, основателем Усть-Сысольского краеведческого музея, был издателем и составителем первых литературных сборников коми фольклора и «Русско-зырянского словаря», участвовал в этнографических, фольклорных научно-изыскательских экспедициях.

А.А. Цембер. 1930-е гг. Фото из фондов Национального музея РК.

Потомок ссыльного поляка

О жизни Андрея Цембера можно узнать из его дневников. «Была елка в приходском училище…», – так 2 января 1904 года начинается первый дневник Цембера. Летопись своей жизни он вел на протяжении 32-х лет. Не исключено, что и до 1904 года, но записи просто не дошли до наших дней.
Сейчас пожелтевшие рукописи Цембера хранятся в Национальном архиве Коми. Читать их интересно – и как документальный роман, и как исторический документ. Рукописи издали в 1997 году, но в печатный вариант не вошло много интересных и личных моментов. В рукописных тетрадках подробнейшим образом описана жизнь «среднего по способностям и по разуму человека, жившего в эпоху пролетарской революции» (так сам себя охарактеризовал автор), пережившего «окаянные дни» революции, гражданской войны, становление советской власти и репрессии. «Пишу по выходным дням. Для кого? Больше для себя… А вдруг мое письмо сохранится на долгие годы и интересующийся стариной человек их прочитает…» – обращается к себе автор дневников.

Венгерский ученый Д.Р.Фокош-Фукс (крайний слева) и А.Цембер (в центре)
во время научной экспедиции в Зырянском крае. 1911 г. Из фондов НМРК.

Если прочитать его записи, то складывается противоречивый образ. С одной стороны – это мелочный мещанин, который знает цену каждой копейке, часто ссорится с окружающими и родными, брюзжит по любому поводу, постоянно жалуется на свое слабое здоровье и сетует на старость. С другой стороны – это умный, наблюдательный человек, который искренне интересуется коми языком и культурой, здраво оценивает себя и радикальные перемены в стране. Ценность дневников Цембера еще и в том, что они содержат подробное описание бытовой жизни Усть-Сысольска – Сыктывкара первой трети прошлого века. Подробно описана и погода: как выпал снег, какой был дождь и когда укрепился на реке лед. Горожанин Цембер с увлечением занимался своим огородом и парниками: сажал картошку, огурцы, тыкву, морковь, редьку, капусту, свеклу, редис, укроп, чеснок, брюкву…
Несмотря на свою европейскую фамилию, Андрей Цембер всегда считал себя «природным зырянином». В принципе, с учетом того, что его бабушка и мать были зырянками, то это утверждение вполне имеет право быть.

А. Цембер – исполняющий обязанности помощника учителя в Усть-Сысольском городском училище. Июль 1898 г. Из фондов НМРК.

В автобиографии Цембер пишет, что его прадед по отцу Бернард был поляком-католиком и жил на западе Польши, в городке Калиш. Бернард был весьма богатым помещиком и одних только свиней имел до двух тысяч голов. Дед, офицер польской гвардии Ксаверий Цембер, как и семеро его братьев, принимал активное участие в польском восстании 1830 года. Братья Ксаверия почти все погибли, а сам он был сослан в Коми край.
Заметим, что временами свое польское происхождение Андрей Цембер как бы подвергал сомнению. Так, в одной из автобиографий, поначалу написав «происхождение я имею польско-еврейское», затем оставил только «еврейское». Этот факт, вероятно, объясняется тем, что в 20-е годы прошлого века наблюдалось обострение политических отношений с Польшей и считаться евреем было как-то спокойнее. Но позднее, попав во время войны в зону немецкой оккупации, Андрей Цембер уже называл себя только поляком и зырянином.

Из нищего детства

В Усть-Сысольске высокий и сильный поляк Ксаверий Цембер подрабатывал сапожником, а в 1837 году женился на «солдатской девице», зырянке из Кочпона Парасковье Конюховой. Их сын Андрей, в свою очередь, женился на зырянке Екатерине Комлиной, служил у купцов Савинцовых, собирал деньги с винных лавок. Вскоре после женитьбы он спился и, потеряв доходную должность, служил писарем. Но и с этой работы его частенько увольняли из-за пьянства.
У Андрея Цембера-старшего было шестеро детей. Сын Андрей родился 23 марта 1874 года. Большое семейство порой просто прозябало в нищете. «Мальчишкой лет 9–12 я ходил собирать милостыню слепой Матрене, старушке, жившей вместе с нами. Мне подавали ломти хлеба, и, обойдя десяток дворов, я шел с добычей домой. Хлеб делился поровну – половину Матрене, остальное съедали сами», – вспоминал в своих дневниках Андрей Цембер.
Голодное детство сказалось на характере Цемьера. Он всегда скрупулезно отмечал в дневнике все свои расходы и покупки. «Жена отдала Старцеву водку. Большая неприятность», – сетовал он 24 мая 1904 года.
Благодаря своей экономности к 1904 году Андрей Цембер сумел скопить три тысячи рублей для того, чтобы занять выгодную должность сборщика денег в казенных винных лавках Усть-Сысольского уезда, а через три года после этого стал членом Российской биржевой артели. Но после революции снова наступил период бедности, и осенью 1918 года уже его сын Юрий ходил «собирать кусочки».
Поражает в дневниках Цембера сочетание «высокого и земного». Вот он 7 и 8 ноября 1918 года пишет, как праздновали годовщину Октябрьской революции. А 9 и 10 ноября – как «выносил сортир и помойную яму»: «Из сортира вывез около 30 кадок «золота», из помойной ямы 25 кадок». Даже через несколько дней после самоубийства одного из сыновей в ноябре 1929 года он снова пишет, что «выносил из выгребной ямы „ночное золото“ ведрами с 8 утра до 12 часов дня. Вынес 90 ведер. Вечером исключили из партии, не знаю, что будет дальше».

Издатель, краевед, библиофил

Но вряд ли рачительный мещанин, скупо подсчитывающий расходы и мнительно следящий за своим здоровьем, стал бы столь интересен потомкам. У Андрея Цембера была и другая жизнь, благодаря которой он и вошел в историю. Закончив Усть-Сысольское городское училище, а затем Тотемскую учительскую семинарию, он в начале XX века занялся научной работой.
В 1901 году после знакомства с приезжавшими в Усть-Сысольск финскими учеными Цембер сам всерьез увлекся изучением коми фольклора, истории и языка. Повлияли на него профессор из Гельсингфорсского университета лингвист Юрье Вихман и квартировавший у Цембера финский этнограф Уно Сирелиус. Профессор Будапештского университета Давид Рафаэль Фокош Фукс, приезжавший в Усть-Сысольск, назвал Цембера «единственным работником зырянского края в области этнографии и краеведения».
В 1903 году Цембер опубликовал первую рецензию на книгу Георгия Лыткина, через пять лет – несколько краеведческих статей в местной газете. В 1910 году вышел его «Русско-зырянский словарь», содержащий четыре тысячи слов. Экономный краевед и здесь все просчитал и получил доход. «Словарь обошелся мне в 100 рублей, не считая труда, – пишет он. – Израсходованные деньги в конце этого же года выручил». А вот изданная Цембером отдельной книжкой поэма Михаила Лебедева «К\рт-Айка» принесла «убыток на сорок рублей».
Андрей Цембер не только был первым книгоиздателем в Усть-Сысольске, но и занимался распространением книг в Коми крае. Еще в 1895 году в Усть-Сысольске был открыт книжный склад, и в течение 15 лет им заведовал Цембер. Он наладил контакты с товариществом известного российского книгоиздателя Ивана Сытина, благодаря чему выписывал книги со скидкой. Если поначалу услугами книжного склада пользовались только горожане, то затем отделения склада открылись при народных библиотеках во многих селах. В 1899 году Цембер был приглашен выдавать книги в Усть-Сысольской народной бесплатной библиотеке-читальне, а с 1904 года заведовал этой библиотекой одиннадцать лет. С 1909 года Цембер также заведовал публичной библиотекой усть-сысольского мещанского общества. Личная библиотека Цембера была одной из лучших в Усть-Сысольске. Особенно она была богата историко-краеведческой литературой.
В дореволюционные годы проявились и организаторские способности Андрея Цембера. Он создал местное отделение Архангельского общества изучения Русского Севера и возглавлял его шесть лет. Его усилиями был открыт первый в Коми краеведческий музей, экспонатами которого стали найденные в речке Дырнос череп и кости мамонта.

Здание архива Коми Автономной области в Усть-Сысольске. 1920-е гг. До революции это был дом промышленника и купца М.С. Жеребцова. С 2002 года в здании находится офис Уполномоченного по правам человека в Республике Коми. Фото предоставлено Национальным архивом РК.

Ученый и педагог

В 1913–1914 годах Цембер опубликовал два сборника коми фольклора. Во второй том вошли также стихи коми поэтов. В 1921 году краевед сдал в Коми книжное издательство подготовленный им новый «Русско-зырянский словарь», в котором было уже порядка десяти тысяч слов. Гонорар ему выдали двумя пудами ржи. Через три года словарь был переиздан уже без упоминания имени составителя. Возмущенный автор подал в суд, обвинив в плагиате Николая Шахова (в 1921–1925 годах директора и редактора Коми книжного издательства), но Коми областная контрольная комиссия решила дело в пользу Шахова.
Научные интересы Цембера менялись трижды. До революции он занимался в основном фольклором, этнографией и лингвистикой, затем увлекся проблемами «зырянизации», а начиная с 1923 года – историей революции в Коми крае. Это были первые исследования такого рода, особенно ценные тем, что писались по свежим следам. Причем Цембер живо интересовался темой карательных акций, репрессий в первые месяцы становления советской власти. Составлял списки расстрелянных во время гражданской войны. Утверждал, что три поколения женщин семьи Кузьбожевых: бабушка, дочка и внучка были расстреляны незаконно (их казнили только за то, что не дали лошадь проводнику красного террора на территории Коми края Морицу Мандельбауму). При этом дотошный краевед читал труды Маркса, Энгельса и Ленина, пытался проанализировать перемены в стране.
Но основным своим призванием Андрей Цембер считал педагогическую деятельность. «Сеять разумное, доброе, вечное» он начал в 1893 году, после окончания учительской семинарии, где по бедности учился на средства усть-сысольского земства. До революции Цембер учительствовал в разных деревнях Коми края и в Усть-Сысольске. Преподавал в трех городских заведениях: трехклассном училище, приходском училище и в женской воскресной школе. После революции преподавал коми язык в школе и был первым учителем коми языка в Коми крае в советское время, входил в комиссию по коми языку и литературе при усть-сысольском уездном отделе народного образования.
В 1919 году, временно переехав в Москву, Андрей Цембер был назначен всезырянским инструктором в отделе просвещения национальных меньшинств Наркомата просвещения РСФСР . В том же году он опубликовал в газете «Жизнь национальностей» статью «Народное образование у зырян». Но после по семейным обстоятельствам вернулся на родину и стал учительствовать в селе Ыб. Здесь развернул активное движение против молодцовского алфавита и даже организовал сельский учительский съезд, на котором была принята резолюция «Долой молодцовский шрифт!». Неудачная борьба с Молодцовым и его алфавитом привела к тому, что Цембер на какое-то время утратил интерес к коми языку. «Увлечение зырянским народом и языком у меня прошли. Поводом к этому – большие уколы самолюбия со стороны моих врагов с Молодцовым во главе», – записал он в дневнике. Педагогическую же деятельность Цембер продолжил в открывшемся в 1932 году Коми пединституте, где читал студентам-историкам лекции по архивоведению.

Сборщик «бумажного хлама»

В 1922 году Цембер, объехав часть районов Коми области и изучив состояние архивов, подал в Коми облисполком заявление об открытии Коми областного архива. И уже в октябре этого года архив был открыт, а Цембер стал его заведующим. «Основанием для архива послужили архивные дела бывшей Усть-Сысольской городской управы, Сиротского суда, часть полусгнивших архивных дел Усть-Сысольского полицейского управления. В первые три года приводился в порядок и систематизировался этот бумажный хлам по годам», – писал он позднее.
Через газету «Югыд туй» первый архивариус призывал все учреждения и всех граждан оказывать содействие «в деле организации областного архива присылкой дел и документов, имеющих архивную ценность». А позднее он обратился ко всем организациям Усть-Сысольска с просьбой не сдавать в макулатуру и не использовать «на другие надобности» документы без санкции архива. В 1926 году Цембер лично доставил в архив документы из Вологды (груз тянул более чем на 380 пудов) и Яренска. Благодаря ему в архиве республики оказались коллекции уникальных документов XVII–XVIII веков, в том числе грамоты царей Алексея Михайловича, Ивана Алексеевича и Петра I. И таких поездок, из которых он, спасая для истории, пудами привозил документы, было множество.
Под руководством Андрея Цембера уже к началу 1924 года были описаны 77 пудов дел судебных и земских учреждений, полицейского, лесного и других ведомств, возвращались ранее вывезенные за пределы Коми края документы. Дела приводились в порядок и занимали свое законное место на полках тогда еще совсем небольшого хранилища. Объем архивных документов постепенно рос: если в 1924 году в архиве было 11 фондов, то в 1931 году – уже 257. Казалось бы, титанический труд первого архивариуса должны были оценить по достоинству. Но не тут-то было….

А. Цембер и двое его сыновей. Предположительно справа сын Николай, слева Дмитрий (Митя). Оба погибнут на фронте в годы Великой Отечественной войны. 1930-е гг. (Фотограф Н.П. Кулаков). Из фондов НМРК.

 

Георгий, сын А.А.Цембера. Из группового фото 1931 г. (Фотограф Н.П.Кулаков). Из фондов НМРК.

А. Цембер с дочкой и зятем. 1930-е гг. (Фотограф Н.П. Кулаков). Из фондов НМРК.Бегство на Кавказ

Начиная с 1927 года на активного краеведа стали поступать доносы. Спустя два года Цембера обвинили в том, что он устроил в доме «старый быт» и берет деньги с квартирантов. Осенью 1929 года его исключили из партии «за отрыв от масс и пассивность». Кроме того, в вину вменили тот факт, что он осуждал расстрел в 1918 году семьи Кузьбожевых. «Без партийного билета жить не могу и не хочу», – записал тогда Цембер в своем дневнике.
В 1931 году он был восстановлен в партии, но через несколько недель вновь исключен. После этого на страницах местных газет началась настоящая травля Цембера. Его обвиняли в том, что он «кулацкий агент» и «великодержавный шовинист». Гонения прекратились только через год, когда его вновь восстановили в партии. Но начались аресты близких людей и знакомых, которых, как писал Андрей Андреевич, «схватывают и держат за решеткой, а иногда и расстреливают без суда и следствия… Такая наступила дьявольская жизнь!». В 1930 году он отмечал: «Вот как все дорожает или советский рубль падает».
В 1936 году Цембер был уволен с должности заведующего архивом. Он понимал, что оставаться в Сыктывкаре слишком опасно. В 1936 году он уезжает в Пятигорск, где жили его взрослые дочери. В добровольной ссылке на Кавказ ему удалось избежать репрессий. Во время Великой Отечественной войны он пережил немецкую оккупацию. Трое его сыновей погибли на фронте, в 1946 году умерла от голода жена. Сам Андрей Андреевич Цембер скончался от рака в Пятигорске в 1959 году.

Семейство А.А. Цембера. Усть-Сысольск, 27 мая 1925 г. (Фотограф Н.П. Кулаков). Из фондов НМРК.

В памяти потомков

Потомки Андрея Цембера до сих пор живут в Сыктывкаре.
Один из них – праправнук краеведа Петр Цембер. Он рассказал, что сын Андрея Цембера Николай ушел на фронт, но до сих пор считается без вести пропавшим.
– Другой сын – Георгий Андреевич – мой прадед, – рассказал Петр Цембер. – Родился он 6 июня 1909 года в Усть-Сысольске. Крестным Георгия стал коми писатель и ученый Каллистрат Жаков. После школы, в 1925 году, Георгий поступил в педагогическое училище. По окончании училища, в 1929 году, женился на Клавдии Нечаевой, с которой вместе учился. В конце того же года они уехали в село Межадор, где проработали до 1935 года. Затем Георгий поступил в недавно открывшийся Коми пединститут, а в 1937 году окончил двухлетний курс обучения. 30 сентября 1937 года был арестован за интерес к творчеству Сергея Есенина. Спустя три месяца после ареста был освобожден за недостатком доказательств. В 1938 году пошел работать в сыктывкарскую школу №14, а в 1939 году стал ее директором. В 1941 году призывался военкоматом в армию, но его вернули из Княжпогоста в связи с обнаруженным пороком сердца. В апреле 1942 года призвали на Ленинградский фронт. 13 марта 1943 года был ранен, а спустя два дня умер в полевом госпитале. Был захоронен под деревней Никитино.
Всю свою жизнь супруга Георгия Андреевича хотела найти место захоронения мужа. Затем могилу искали дети Георгия – Валерий и Зинаида, внук Георгий Валерьевич. И только Петру удалось отыскать могилу прадеда, спустя почти семьдесят лет после его гибели.
Осенью 2017 года в Сыктывкаре увековечили память об Андрее Цембере. Мемориальная доска к 95-летию архивного дела Коми появилась на фасаде старинного особняка Михаила Жеребцова, где с 1922 по 1947 годы располагался Коми областной архив.
Еще несколько лет назад в центре Сыктывкара – на улице Карла Маркса, рядом с городским управлением образования, – стоял двухэтажный деревянный дом, известный столичным старожилам как «дом Цембера». Некогда он действительно принадлежал Андрею Андреевичу и был перевезен полвека назад с места, где сейчас расположена Национальная библиотека Коми. При желании в этом доме можно было бы открыть музей историка-архивиста, но здание было снесено, и сейчас на его месте расположена автостоянка.

Артур АРТЕЕВ