На учебу в Коми

Как живется иностранным студентам в Сыктывкаре

Студенты из-за рубежа получают профессию во многих вузах России, в том числе и в Сыктывкарском государственном университете им. Питирима Сорокина. Чтобы получить диплом, иностранцы испытывают самые разные трудности: переезд, адаптацию к неизвестной культуре, обучение на чужом для них русском языке. Преодоление этих преград требует массы усилий, терпения и трудолюбия.

«Куда ты едешь, тебя же расстреляют!»

В СГУ учатся студенты, прибывшие из стран как ближнего, так и дальнего зарубежья. Чтобы привлечь ребят из-за границы, вуз участвует в онлайн-выставках университетов России или открывает на федеральные гранты школы русского языка. Однако многие студенты узнают об университете и от друзей, которые уже учились в Сыктывкаре.
Большинство иностранцев не имеет права претендовать на бюджетные места. Однако есть исключения. Ребята, чьи родители родились в СССР, все же могут получать образование за счет государства. Но они должны пройти конкурсный отбор наравне с российскими абитуриентами. Кроме того, иностранцы могут учиться в СГУ по квотам, которые ежегодно выделяет Министерство науки и высшего образования РФ.
Одной из самых распространенных причин, почему иностранцы хотят обучаться в СГУ, является обыкновенная нехватка баллов для поступления в отечественный университет. Часто, как признаются сами студенты из-за рубежа, выбирают они наш вуз совершенно случайно. До прибытия в Сыктывкар их представления о городе основываются на домыслах.
– В Иордании у меня не было представления о России. Мне говорили: «Там мафия! О, как ты туда поедешь, тебя же расстреляют! – рассказывает Одай Альшоара, студент 4 курса «лечебного дела». – Ну, смотрят фильмы… На самом деле, никто из них даже не был в России.

При поступлении студент сталкивается с самыми разными трудностями. Он должен суметь отправить переведенные на русский язык паспорт и документ о школьном образовании. После ему предстоят вступительные испытания. Далее – перелет и последующее пребывание в совершенно незнакомом городе.
Конечно, вуз старается помочь иностранцам на каждом этапе поступления. Как отмечают сами студенты, СГУ всегда был на связи, отвечал на любые вопросы и даже встречал приехавших из-за границы абитуриентов. Этим занимается международный отдел Сыктывкарского университета. Предоставляют помощь в поступлении и так называемые рекрутские организации. Они берут на себя часть работы, в первую очередь, связанную с оформлением документов и сопровождением иностранцев при перелете. Помощь этих организаций не бесплатна: цена услуги варьируется от 200 до 1000 долларов.
После приезда иностранных абитуриентов отправляют в общежитие. В основном их селят в комнаты вместе с другими студентами из-за рубежа.

«Когда они приезжают, они не знают нашего алфавита»

Обучение большинству специальностей проходит на русском языке. Исключением является самое популярное у иностранцев направление «лечебное дело». Для студентов из-за рубежа, собранных в отдельную группу, первые три курса преподают на английском. Параллельно они изучают русский язык. Благодаря этому еще плохо знающие русский язык иностранные студенты могут получать необходимые начальные знания по биологии и медицине.
И в подготовке к экзаменам, и в изучении русского языка иностранцам помогает подготовительное отделение вуза.
– Суть нашей деятельности заключается в том, чтобы помочь ребятам подготовиться к поступлению в СГУ имени Питирима Сорокина. Хотя, конечно, они могут выбрать для поступления и другой вуз, – рассказывает Оксана Растворова, заведующая подготовительным отделением.
Вообще, обучение на подготовительном отделении можно сравнить со школой. Традиционного деления на лекции и практику тут нет. Кроме того, нет ни вступительных испытаний, ни сессий. Иностранцев в конце года ждут лишь экзамены, по результатам которых им выдают сертификат. Перед преподавателями стоит тяжелая задача: научить иностранцев незнакомому для них языку в кратчайшие сроки.
– Когда они приезжают в Сыктывкар, они не знают даже нашего алфавита. Не умеют ни здороваться, ни прощаться. А к концу обучения уже должны читать научные книги. И это за 8–9 месяцев, – рассказывает Оксана Растворова.
По словам заведующей подготовительным отделением, русская грамматика дается иностранцам тяжело. Существуют и фонологические проблемы, ведь во многих языках нет тех звуков, которые мы спокойно произносим. Например, арабы не слышат разницу в звуках «б» и «п» и вместо «папа» говорят «баба». У индийцев же существуют проблемы со звуками «з», «с», «ж», «ш». Легче же всего иностранцам развить навык аудирования, особенно студентам из арабских стран, которые очень коммуникабельны.
Однако, как утверждает Оксана Растворова, многое зависит от способностей самого человека и от его внутренней дисциплины. Ведь изучение русского языка требует регулярной работы, и пропуск нескольких занятий может отразиться на всем обучении. Именно поэтому на подготовительном отделении стараются поддерживать дисциплину и жестко контролировать посещаемость.
– У нас каждый день по три пары русского языка. Если студент прогулял хотя бы один день, то это для него равносильно катастрофе. Я не могу повторять материал еще раз, группе нужно двигаться дальше, изучать уже другие темы, – признается Оксана Растворова. – А если человек пропустил 3–4 дня, он просто «выключается» из обучения: не понимает, о чем идет речь на занятии, у него пропадает интерес, и он становится кандидатом на отчисление.

«Есть преподаватели, которые думают, что я тупой»

Приезжая в другую страну, иностранцы сталкиваются с незнакомой для них системой образования. Так, во многих странах нет домашних заданий, и, приезжая в Россию, студенты из-за рубежа удивляются такой странной для них практике. Кроме того, для многих не так важна пунктуальность, из-за чего иностранцы постоянно опаздывают или даже пропускают занятия. Конечно, этим студентам присущи и привычные для русских проблемы. Например, обыкновенная лень, которая так часто всех нас одолевает, или привычка к списыванию.
Оксана Растворова выделяет и некоторые особенности, которые свойственны студентам разных национальностей. Например, арабы очень коммуникабельны, с удовольствием общаются даже с бабушками на улице. Индийцы очень исполнительны, однако не слишком стремятся общаться с местными, из-за чего их лексика зачастую ограничена лишь пройденными на уроках словами.
Самой главной проблемой для иностранцев является преодоление языкового барьера, особенно во время учебы. Сильнее всего эта трудность ощущается будущими медиками. После трех лет обучения на английском языке им приходится очень быстро перестраиваться на изучение материала на русском. Многие просто не готовы к этому, их уровень русского языка сильно ниже требуемого, из-за чего часть студентов отчисляется.

Аль-Мохамед Али

– Все иностранные студенты хотят, чтобы университет все шесть лет обучал их на английском. А когда понимают, что этого не будет, просто переводятся в другие города, – рассказывает четверокурсник Али Аль-Мохаммед из Ирака.
Конечно, это не единственная причина, по которой иностранцы прекращают учебу в Ссыктывкаре. В этом виноваты и наш суровый климат, к которому не готовы приехавшие с юга ребята, и провинциальность университета. Из-за всех этих причин, по словам начальника международного отдела СГУ Светланы Обшанской, каждый год университет покидают около пятнадцати процентов иностранных студентов.
Однако те, которые все же остаются, очень хорошо отзываются об университете, а некоторые даже признаются, что не ожидали от вуза такого высокого уровня образования.
– Вообще, я хотел учиться тут год, а потом переводиться в город побольше, – признается Одэй Альшоара. – Но я не ожидал такого хорошего уровня. Преподаватели опытные, они умеют общаться со студентами, объяснять материал.
Многие говорят о том, что в вузе есть «сложные» преподаватели, к которым нужно искать подход. А кто-то из них не берет во внимание растерянность студентов, недавно прибывших в нашу страну.

Абануб Фарид

– Есть преподаватели, которые думают, что я тупой. Не учитывают, что я иностранец, что я плохо знаю язык. Конечно, они не говорят напрямую, но это чувствуется. Но как только ты покажешь свои знания, они начнут тебя уважать, – рассказывает египтянин Абануб Фарид, студент 4 курса «лечебного дела».
Но это скорее исключение из правил. Большинство преподавателей, по отзывам иностранцев, все же очень понимающие, доброжелательные и общительные.
После учебы практически все студенты уезжают из Сыктывкара. Львиная доля иностранцев отправляется обратно на родину. Некоторые продолжают образование в других вузах. Но практически никто не хочет остаться в Коми.

Одэй Альшоара

«У вас каждый живет для себя»

Для многих иностранцев русская культура нова и необычна. Традиции и привычки, к которым мы привыкли, у них вызывают как минимум удивление. К примеру, для египтян и других жителей южных стран нехарактерно снимать дома куртки, потому что их здания зимой не отапливаются. Иностранцев изумляют наши приметы, например, «нельзя свистеть в помещении – денег не будет». Ну и, конечно, особое восхищение у студентов из-за рубежа вызывает желание русских зимой прыгать в ледяную воду. При этом студенты отмечают, что местные жители редко улыбаются, выглядят грустными, довольно тихо общаются и ругаются, когда студенты громко разговаривают.
С одной стороны, русские люди в глазах приезжих из-за рубежа доброжелательны и общительны. Однако некоторые иностранцы отмечают безразличие местных к судьбе ближнего.
– Я удивился, что если кто-то упадет на улице, то к нему может никто не подойти. Какая-то авария – могут вообще не останавливаться, а ехать дальше. Тут каждый сам по себе, – говорит Одэй Альшоара.
Кроме того, иностранцы порой подмечают предвзятое отношение к себе. Например, некоторые местные жители уверены, что приезжающие из-за границы студенты представляют опасность для местных девушек.
Удивительной предстает перед ребятами из-за рубежа и Республика Коми. Многие отмечают красоту здешних мест, а некоторые даже рассказывают о недавно появившихся хобби, связанных с нашей природой.
– В Коми я начал ходить в лес, на рыбалку. Это для меня что-то новое: гулять в лесу, собирать грибы, – говорит Одэй Альшоара. – Помню, я набрал их очень много, а мне потом говорят: «Да ты все поганки собрал». Я же не разбираюсь, меня процесс интересует.
Кроме красот республики, студенты замечают и ее проблемы. Так, иностранцев удивляет, что в Сыктывкаре мало мест для прогулок, развлечений, зато множество аптек, которые можно увидеть на каждом углу.

«Мы создаем положительный образ нашей страны»

Так в чем же резон сыктывкарскому университету обучать иностранцев? На это есть несколько причин. 
Первая из них самая понятная: большинство студентов из-за рубежа претендует все же только на контрактные места, благодаря чему университет зарабатывает. 
Во-вторых, СГУ участвует в федеральной программе «Экспорт образования», направленной на повышение престижа российских вузов на мировой арене. Одним из требований в этом проекте является наличие определенного процента иностранных студентов. Так что университет просто обязан их к себе завлекать. 
Третья же причина заключается в желании и необходимости продвигать русский язык и культуру за рубежом. 
– Многие иностранные студенты не знают, что Менделеев – это русский ученый, что первым полетел в космос именно наш Гагарин, – говорит Оксана Растворова. – Когда мы обучаем ребят русскому языку, мы попутно знакомим их и с нашей культурой. Благодаря этому мы создаем положительный образ нашей страны. Это очень важная задача.

Алексей БАТАЛОВ

Фото СГУ им. П.А. Сорокина