Штучная профессия

Колледж искусств Республики Коми начнет обучение настройщиков музыкальных инструментов

В 2023 году Колледж искусств Республики Коми примет первый курс студентов по направлению «мастер по ремонту и обслуживанию музыкальных инструментов (по видам)». При колледже откроется учебный центр и мастерская по подготовке специалистов для настройки и ремонта клавишных струнных инструментов. Сегодня в колледже обучают по восьми специальностям. Появление нового направления позволит людям с музыкальным образованием получить редкую для республики профессию.

Мастера в дефиците

Есть профессии, о которых нам практически ничего не известно. Все знают музыкантов, но забывают, что за работой каждого инструмента стоит настройщик. Мастер по ремонту и настройке музыкальных инструментов сегодня очень востребованная профессия в музыкальных школах и школах искусств, оркестрах и просто среди владельцев инструментов. Самостоятельно провести техническую наладку сложного музыкального инструмента практически невозможно. Если на скрипке четыре струны, у гитары их шесть, у классической арфы – 38, то у рояля до 250 струн!
Рояль – инструмент капризный. Его работу в состоянии расстроить даже открытая настежь форточка или яркий прожектор освещения, направленный на инструмент. Качественная настройка фортепиано – кропотливый и тщательный процесс, подвластный только настройщику-профессионалу.
До сих пор в Республике Коми, как и в целом по стране, отсутствовала система подготовки специалистов в области настройки и ремонта музыкальных инструментов. В больших городах организовывают двухнедельные курсы настройщиков. Но чтобы действительно научиться слышать инструмент, распознавать проблемы его звучания, видеть причины и варианты их устранения, нужно учиться.
Отсутствие системы обучения привело к кадровому дефициту настройщиков в музыкальной отрасли. В сельских муниципалитетах Коми и в большинстве городов, за исключением Сыктывкара и Воркуты, наладчиков фортепиано не осталось. При этом любой музыкальный инструмент, как и человеческий организм, требует постоянного ухода. В музыкальных школах настройка инструмента требуется раз в два месяца.

Подготовка идет

Весной 2021 года Министерством просвещения РФ был утвержден федеральный государственный образовательный стандарт по направлению «мастер по ремонту и обслуживанию музыкальных инструментов (по видам)». В число первых образовательных учреждений страны, которые успели получить лицензию на обучение по новой программе, вошел Колледж искусств Республики Коми.
– В условиях импортозамещения, когда вся страна собирается массово переходить на отечественные музыкальные инструменты, задача государства – развивать и поддерживать этот рынок. Однако настройщиков, которые должны будут обслуживать инструменты, нет. Представители этой исторически сложившейся два века назад профессии не молодеют. Опытные мастера уходят, массовой передачи опыта не происходит, – объяснил директор колледжа Степан Кубик. – Сегодня появился государственный заказ на обучение настройщиков музыкальных инструментов, сформирован образовательный стандарт, началась выдача лицензий. Наш колледж работает в этом направлении комплексно: мы готовим образовательную программу, которая будет наполнена важными для настройщиков компетенциями, учебный центр и мастерскую по настройке, ремонту музыкальных инструментов. С точки зрения гибкости навыков ставку делаем на молодежь, прежде всего на выпускников колледжа.
Для базового комплектования мастерской требуется порядка 3 миллионов рублей. В помещении уже сделан ремонт, предстоит закупка станков, инструментов, расходных материалов, наглядных пособий и моделей. Создание небольшой мастерской на первом этаже колледжа – это старт. Для организации ремонта крупных инструментов, например рояля, нужны соответствующие площади. Появление новой, просторной мастерской позволит не только обучать мастеров-настройщиков, но и закроет потребность жителей региона в капитальном ремонте фортепиано.

Обучение будет проходить в очно-заочной форме и продлится 1 год 4 месяца. В колледже обучающиеся смогут получать практические и теоретические навыки, а уезжая в свой муниципалитет, отрабатывать практические умения на рабочем месте.
Контрольные цифры приема на 2023–2024 учебный год по новому направлению составят 3 человека. Качественное обучение по такой специальности предполагает небольшое число учеников. Настройщик – профессия штучная. Важна индивидуальная работа педагога с учеником. В колледже готовы рассмотреть возможность подготовки специалистов по заявкам на целевое обучение.
В обучении важно, чтобы ученик работал под контролем опытного мастера, который всегда сможет объяснить, подправить и направить. Поэтому первый курс настройщиков будут обучать пианист, настройщик Алексей Николаевич Лавровский и специалист колледжа, концертмейстер Сергей Владимирович Догода.

Маэстро Лавровский

Алексей Лавровский несколько десятилетий работает в колледже и является одним из немногих в республике специалистов, которые занимаются настройкой пианино и роялей в музыкальных школах и школах искусств, в филармонии и театрах. Лавровский готовит инструменты как для местных музыкантов, так и для артистов, которые приезжают выступать с гастролями на концертных площадках республики.
Маэстро окончил колледж искусств по классу фортепиано. В профессиональном развитии Алексей Лавровский до сих пор не останавливается и гордится тем, что ему довелось учиться ремеслу у всемирно признанных фортепианных мастеров настройки, в том числе у Казуто Осато, который на протяжении 20 лет гастролировал вместе со знаменитым Святославом Рихтером. Однако азам настройки юного сыктывкарского пианиста научил настройщик из родного колледжа искусств.
– Мама – Наталья Николаевна Лавровская – была пианисткой, композитором и поэтессой. Она вспоминала, что моя детская кроватка стояла рядом с пианино и ручка так и тянулась к бело-черным клавишам, – рассказывает Алексей Николаевич. – Мальчишкой меня манило сердце инструмента, и я пытался настраивать струны пианино самостоятельно. Конечно, у меня ничего не получалось, и мама вызывала настройщика, который в то время работал в колледже. Эдмунд Карлович Талу терпеливо наблюдал за моими попытками «наладить инструмент» и всегда хвалил. Он и научил меня базовым настройкам фортепиано.

Тонкая работа

Свою профессию Алексей Николаевич сравнивает с работой хирурга. Чтобы проводить техническое обслуживание инструментов, у мастера должен быть в запасе целый набор специализированных инструментов. Доктор, перед тем как лечить людей, сначала изучает анатомию человека. Так же и настройщик, приступая к ремонту, должен знать, как сделан инструмент, как выглядит каждая деталь, куда она крепится и где должна находиться, какова ее функция во всем механизме. Профессиональному настройщику, через руки которого прошли десятки инструментов, достаточно пробежаться пальцами по клавишам, чтобы понять, в каком стоянии находится инструмент.
Своих учеников Лавровский, как и его первый педагог, будет учить слышать биения в инструменте, при помощи которых выполняется темперация, разводка по регистрам. При этом мастер замечает: настройщику вовсе не обязательно иметь идеальный слух. Он только мешает в работе. Куда важнее наличие природного слуха, а также трудолюбие и работоспособность, хорошее здоровье и масса времени на тренировку.

– Фортепиано – это сложная конструкция со множеством деталей, которые со временем изнашиваются. Конечно, все индивидуально, но в среднем срок эксплуатации фортепиано двадцать лет, а у нас многим инструментам больше полувека. Настройщику важно понимать, что перед ним – молодой инструмент или «солист в возрасте», какие у него «болезни», что требует ремонта или замены, – разъясняет Лавровский, склонившись над струнами рояля. – Регулировка – это очень тонкая материя. Клавиша имеет свой хор, состоящий из двух-трех струн, каждую из которых требуется подтягивать до нужной высоты. От долей миллиметров зависит масса составляющих, и все они влияют на звук. Идеальный вариант, когда инструмент в технически совершенном состоянии настроен в камертон 440–444 герц. Именно поэтому первостепенное значение в профессиональном цикле мы уделим настройке инструментов.
Алексей Лавровский уверен: несмотря на появление электронных аналогов пианино, потребность в акустических инструментах будет всегда. А значит, потребность в людях, способных правильно настроить инструмент, его звучание, сохранится.
Со временем в колледже планируют обучать настройщиков духовых, народных и струнных инструментов.

Анастасия ПОЗДЕЕВА

Фото Сергея Зиновьева