Учитель учителей
За каждым трудным подростком видеть человека – кредо педагога Ольги Александровны Старцевой
Из 68 лет жизни большую ее часть – 43 года – Ольга Александровна Старцева отдала образованию и воспитанию будущих педагогов, юристов, судей. Первой в Республике Коми Старцева занялась научным изучением и систематической профилактикой девиантного поведения у детей и подростков. Даже сегодня, будучи на заслуженном отдыхе, «учитель учителей» – так бывшие студенты называют Ольгу Александровну – идет к студентам, чтобы поделиться знаниями.
Мамино горе
Так случилось, что в гости к своему педагогу я пришла в канун Дня учителя. Столько лет минуло со времени студенчества, а Старцева – Ольгу Александровну и коллеги, и ученики в Коми пединституте звали по фамилии – совсем не изменилась: строгая, с добрыми глазами. В альма-матер ее уважали, побаивались за смелость в высказываниях и открытость взглядов, но всегда прислушивались. На столе передо мной – черно-белые фотографии. Перебирая их, Ольга Александровна открывает страницы истории своей семьи.
Родилась будущий педагог в Княжпогостском районе, который стал местом ссылки для тысяч людей. Родители нашей героини не стали исключением.
– Мама Татьяна Павловна – коренная ленинградка, в родном городе пережила всю блокаду, рыла траншеи. Ее первый муж воевал на фронте. Когда жена была на сносях, он поделился с боевым товарищем желанием сбегать домой, посмотреть, кто же у них с Таней родился. В военное время одного намерения покинуть место службы было достаточно, чтобы разговор приравняли к реальному переходу линии фронта. Потому о новорожденном сыне он так и не узнал. Случился донос, расстрел… Мама долго писала в воинскую часть, искали мужа, но получали один и тот же ответ: пропал без вести, – рассказывает Ольга Александровна.
После Победы Татьяна Павловна в одиночку поднимала сына, трудилась на заводе «Севкабель». Прежняя жизнь оборвалась осенью 1947 года. «Тройка» НКВД пришла за женщиной прямо к заводскому цеху. Как жену «врага народа» ее арестовали. Перед высылкой разрешили лишь заехать домой, забрать шестилетнего сына Славу. Тогда они еще не знали, что в квартиру на улице Чайковского, дом 9 уже никогда не вернутся. (Точку в истории с обвинением Татьяны Павловны через 45 лет поставит дочь. В Большом доме на Литейном проспекте – конторе КГБ – Ольге Александровне сообщат, что Татьяна Павловна Гаранкина полностью реабилитирована.) А пока эшелон с женами и детьми «врагов народа» шел в Коми АССР.
Родом из Княжпогоста
Северная железная дорога, Княжпогост – многие знают прошлое этих мест по книге Тамары Петкевич «Жизнь – сапожок непарный». Лагерные бараки и вышки надзирателей, туберкулезная больница, рядом – хлебозавод и клуб – картины из лагерной прозы Ольга Старцева наблюдала с детства.
Ее родители работали на Княжпогостском механическом заводе в цехе стального литья. Там и познакомились. Петрович – так в Северном односельчане называли отца Ольги – воевал. На фронте дважды был ранен, но дошел до Кёнигсберга. В мирное время простреленные ноги и застрявшая в легком пуля, которая вызывала дикий кашель, всю жизнь давали о себе знать. В старости отец подолгу лечился. Ольга запомнила его порядочным человеком и любящим родителем. А уж если выдавался праздничный вечер, то Александр Петрович умудрялся сыграть на разных оркестровых инструментах.
По иронии судьбы дом Гаранкиных, часть бывшего лагерного барака, стоял на улице Ленинградской. И хотя у Княжпогоста гулаговское прошлое, Ольга сохранила самые теплые воспоминания о малой родине. Русские, евреи, немцы, корейцы – здесь царил полный интернационал, и никто не задавался вопросом, кто какой национальности.
– Это было удивительное место, где отбывали наказание многие интересные люди. Например, по соседству с нами жила семья ссыльного доктора-немца Спецгольда (о нем в своей книге писала Тамара Петкевич). С утра до вечера он пропадал в больнице и без помощи какой-либо аппаратуры ставил точные диагнозы. Спецгольд, как и многие другие, пережил настоящую мясорубку судьбы, но всегда оставался человеком. Он высоко ценил жизнь и никогда не отказывал в помощи, даже если пациент приходил к нему в неурочное время, – вспоминает врача добрым словом Ольга Александровна.
Макаренко в юбке
В юности Ольга писала публикации в районную газету и мечтала стать журналистом, готовилась поступать на журфак в Ленинградский университет. Планы отменила внезапная болезнь мамы. Когда Ольге было 14 лет, Татьяну Павловну, хлебнувшую в жизни немало горя, парализовало. Семье пришлось полностью перестраивать быт. Чтобы помочь родным, девочка устроилась на работу. После уроков Оля бежала домой, а потом возвращалась в школу мыть полы. Так продолжалось два года.
Казалось бы, о высшем образовании следует забыть. Но в 1972 году Ольга поехала в Сыктывкар и поступила на факультет иностранных языков. Учеба в Коми пединституте давалась нелегко, но Оля не отступала, корпела над французским, готовила обстоятельные доклады. За это на кафедре педагогики студентку Гаранкину в шутку прозвали «Макаренко в юбке».
Активную и старательную, ее заметила преподаватель кафедры Лия Васильевна Плаксина – жена известного педагога Александра Александровича Католикова. Плаксина организовала педагогический отряд при Сыктывкарской школе-интернате №1 и пригласила в него Ольгу. После учебы в институте будущие учителя занимались с интернатовскими ребятами: вели кружки, подтягивали отстающих по предметам.
А уже после окончания вуза работать воспитателем в интернат Олю пригласил возглавлявший его тогда Католиков, при котором интернат расцвел и получил известность во всем СССР.
– Для своего времени Александр Александрович был педагогом-новатором. Старался совмещать в жизни воспитанников учебу и труд. Во все вникал сам. Например, место для Межадорского хозяйства агрошколы выбирал лично. Он бесконечно любил своих ребят. Считал важным сохранять родственные связи между братьями и сестрами, поэтому расселял детей по принципу семьи. Отдельное внимание уделял здоровью детей. Организовал в интернате поликлинику, где работал педиатр, а также вели прием узкие специалисты. Пристроил к зданию бассейн и создал мини-зоопарк. А еще организовал духовой оркестр. Юные артисты выезжали на гастроли в Ленинград и за границу. Многим детям, которые росли с родителями, не было доступно все то, что Католиков обеспечивал своим ребятам.
Работа в интернате определила научную тему, которой Ольга Александровна впоследствии посвятила себя. Изучая личные дела детей, она сталкивалась с перекореженными судьбами. В то время в СССР еще зарождалось системное изучение девиантологии. Психологические травмы, полученные в семье, конечно, отражались на поведении ребят, оказавшихся в детдоме. Ольга Александровна понимала, что поведенческие нарушения у детей – это сигнал прежде всего для взрослых, поэтому старалась помочь воспитанникам. Какова же была радость, когда ее бывшие ребята – за многими из них закрепилась слава хулиганов – после интерната становились на ноги, устраивались на работу и создавали свои семьи. По сей день к Ольге Александровне летят весточки и слова благодарности от воспитанников, которых жизнь разбросала по всей России.
Главное – любить человека
В 23 года Ольгу Александровну пригласили работать в профучилище № 34. Недавно открывшееся ГПТУ испытывало острый дефицит кадров. Вот и миниатюрной учительнице, которая больше походила на школьницу, нежели на педагога, пророчили скорое увольнение. «Наши мальчишки неуправляемые, куда вам, девчонке, с ними справиться. Скоро сбежите», – жалел новенькую тогдашний директор училища Анатолий Алексеевич Бобров.
Но Ольга не сбежала, задержалась. В работе с учениками она использовала принцип точности: входивших после нее в класс учеников разворачивала в дверях. Вскоре опаздывающих не стало, а успеваемость выросла. Через год Старцеву назначили заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
Тогда считалось, что в ГПТУ идут учиться слабоуспевающие, проблемные дети. Ольга билась с этим стереотипом. На комиссиях она нередко заступалась за оступившихся, «неудобных» педколлективу учеников. Покровительство мудрого педагога многим из них помогло освоить профессию, дало путевку в жизнь.
Даже за отъявленным хулиганом, трудным подростком видеть человека – этого кредо Ольга Старцева придерживалась в ГПТУ, а затем участвуя в рейдах по неблагополучным семьям, работая в комиссии по делам несовершеннолетних. Этому же Ольга Александровна учила своих студентов в Коми пединституте, куда ее пригласили работать в 1989 году.
– Многие не понимали ухода в вуз (в то время моя зарплата в ГПТУ была в два раза выше, чем у вузовских педагогов), но я фанатично любила работу. Благо муж и сын относились к моей профессиональной одержимости с пониманием, – улыбается Ольга Александровна.
В непростое для страны время – на дворе был 1996 год, она не испугалась трудностей, безденежья и поехала в Санкт-Петербург, где в Институте профессионально-технического образования при Российской академии образования приступила к написанию кандидатской диссертации. Стажировку проходила у ученого с мировым именем доктора психологических наук Леонида Михайловича Зюбина. Из-за непростого характера и вспыльчивости аспиранты его побаивались. Однако уже после первой публикации в научном журнале он похвалил аспирантку Старцеву, и они сдружились. Спустя три года Ольга Александровна успешно защитила кандидатскую, после чего вернулась на родную кафедру педагогики Коми пединститута и преподавала еще 17 лет. Старцева во многом повторила путь своего наставника: написав более 100 научных трудов, она стала признанной величиной российской педагогики.
Ольга Александровна воспитала не одно поколение педагогов, которые сегодня работают по всей стране. Второе высшее образование по направление «Юриспруденция» позволило ей также преподавать в республиканской Академии госслужбы.
За годы работы в вузах республики Ольга Александровна преподавала разные дисциплины, связанные с педагогикой, ежегодно проводила мероприятия для будущих учителей «Школа вожатого» и «Инструктивный лагерь». За многолетний труд Министерством образования и науки РФ удостоена знака отличия «Почетный работник высшего профессионального образования». В 2013 году ей присвоено звание «Заслуженный работник Республики Коми».
В 2021 году учитель учителей вышла на пенсию. Но даже сейчас кандидат педагогических наук, заслуженный работник Республики Коми не сидит без дела. Ее часто приглашают в СГУ имени Питирима Сорокина выступить перед студентами.
Анастасия ПОЗДЕЕВА
Фото автора и из личного архива О. Старцевой